yve_chmur_ent: (Бяша)
[personal profile] yve_chmur_ent
Был я в достиженьи цели
Заинтересован кровно.
Мы попили, мы поели,
Ну и в путь, от главной ели.
Пятьдесят нас было ровно.


"Этому зайцу лет триста" (с). Я хочу сказать, что если завалящей песенке несколько тыщ лет, а она живёт себе и живёт, то не просто уже по одному поэтому она не завалящая – а даже появляются основания думать: только видимость, что песенка, а на самом деле что-то покруче, заклинание там или шифровка.

Мы с Алвой и Мееной…

Ага, вот здесь я пользуюсь случаем рассказать, что бяша очень резво шурует по всяким закоулкам логосферы, чувствует себя как дома в "описываемом прошлом" ("путешествия по описываемому времени" это термин АБС, если чо), не только в своём родном-любимом библейском, но и разном фольклорно-легендарном и даже приключенческом. Если верить бяшиным рассказам, там всё это смешано в аппетитный винегрет кроссовер. Герман предположил, что такие нескучные мифологические места-времена – это, так сказать, крылья суперсистемы Белларвы, анимация его гигантской библиотеки, вынесенная в область "объёмного восприятия" специальным механизмом немаленькой эис. И что Меена протоптал туда дорожку в связи с изысканиями Шеола и Ларвы на тему "Овечка и Месяц". Похоже на то.

Ну так вот, мы с Алвой и Мееной раскопали сей раритет (который в эпиграфе только одной строфой, а весь целиком смотри ниже) и привели его в читабельный вид. Угадайте: если в начале баллады заявлено пятьдесят героев, а дальше подробно описывается, почему до цели добрался всего один, сколько там может быть куплетов? И ясное дело, в разные эпохи возникали разные вариации, придумывались в соответствии с духом времени новые повороты приключений, а старые забывались. Древним-то было в кайф коротать под бесконечную балладу долгие дождливые вечера с кружкой горячительного, а то и подпевать, сидя на вёслах. То ли дело современный читатель со своими запросами к искусству – он запутается в сюжете либо уснёт со скуки. Зато тут есть в чём порыться археологу-фольклористу.

Но мы так ухватились за этот опус не из профессиональной жадности, а вспомнив, что одно время песенку приписывали дьяволу (вотпрямтак Сатане лично). С одной стороны, чего только добрые люди ему не приписывают. Но с другой стороны, вот вам занятное совпадение: кто на ЗА самый главный исполнитель роли дьявола? Герман молчи правильно, Вензель (-ля); а про что намедни на конференции по злодейству рассказывал Мёбиус Вензель? Герман молчи правильно! про "цель пути".


По Вензелю, переход к мрачной Тёмной Эпохе от беспечального серебряного века связан с массовым осознанием нового для тогдашних людей понятия "стремление к личной цели". В древности, как полагает Мёбиус, только отдельные удалые герои задавались конкретной удалённой целью, такой, ради которой стоило бы оставить всё и в которую не жаль вгрохать все силы. Из разряда – "брошу вас всех и уплыву за край океана к чёрту возлюбленному богу, который приснился мне во сне" или "Айда со мной искать за Хребтом обетованную землю, потому что это прикольно нет её прекраснее!"

Подавляющее же большинство в тогдашней ойкумене воспринимало жизнь как "и так прекрасную данность", типа сплава по реке, которая тебя увлекает в ей одной ведомые дали, или чтения занимательной книги, которая не тобой писана и не тебе вносить в неё поправки и дополнения. Это не значит, что тогда весь пипл сидел на месте и никуда не двигался – нет, поприключаться многие были очень даже не прочь! Просто для большинства участников любой затеи (от строительства Вавилонской башни до плавания за пушниной) смысл движухи состоял преимущественно в самом процессе, весьма отчасти в сувенирах, которые сами с процесса сыпались (причём привлекали скорее впечатления и возможность потом рассказывать о приключениях, чем материальные трофеи) и в ничтожной степени – в том, что ждало на финише. Поэтому житель древней ойкумены охотно присоединялся к симпатичной компании и вовлекался в авантюру, которую замутил кто-нибудь незаурядный тот же Вензель – одного такого с его целью вполне хватало на всю ораву заурядных и ещё оставалось на гектар вокруг.

А вот с определённого времени, утверждает Мёбиус, практически каждый стал стремиться по жизни осознать и сформулировать для себя лично "главную цель" ("попасть в такое-то место" "стать тем-то" "увидеть то-то" "приобрести то-то") и своё счастье-несчастье, свой успех и смысл всех трудов оценивал достижением-недостижением этой собственноручно поставленной цели. Не странно, как вы понимаете, что такая новая фишка (сам ставлю цель, сам к ней иду, сам за всё плачу, сам пользуюсь плодами успеха) с одной стороны сильно подняла сознание собственной ценности и уважение к выбору другого – а с другой стороны, повела к нарастанию числа, глубины и силы межличностных конфликтов в ойкумене. Прямо-таки аж до таких крайних концепций, как "война каждого против всех" и "непримиримое противостояние Добра и Зла".

Так вот, возвращаясь к песне: она в одном из вариантов прямо так и называется – "Цель пути".

Мы немедленно спросили и Мёбиуса, и Экстрима – ваше творчество, сознавайтесь? Ругать не будем, ничем кидать не собираемся! Но Экстрим только плечами пожимал как князь, а Мёбиус почесав в репе припомнил, что знает эту балладу, да, обращал внимание, да, старая… но нет, не сочинял её, не в его стиле, хотя даже увы. Прикольненькая, но скорее всего – не сочинял. Даже по пьянке.

И вот что мы хотим отметить… Не! лучше мы про это скажем, когда вы прочитаете, чтобы вам было интересней сравнить своё собственное впечатление от этой баллады с тем, что про неё у нас говорили в разные эпохи.


Сделаю только пару пояснений по тексту.

"Потеряв ориентиры… у приграничья Тиры" – чуваки, про которых речь в балладе, как мне представляется, вышли к югу через прибрежную цепь гор, при этом оказались нос к носу с океаном, на котором царила держава Тир, а привычные для себя вершины гор, лежащих к северу в глубине материка, видеть перестали. Хуже того – они в некоторых местах Востока могли оказаться и вообще в южном полушарии, где другие созвездия и иные правила движения светил. Немудрено дезориентироваться и паникануть.

Насчёт соблазнов и искусителя – каких только толкований мы с Алвой и Ме не примерили; да впрочем много в ойкумене бывало местечек, в которых немудрено завязнуть сдуру: и лотофаги, и дурные притоны, и просто плавучие весёлые дома, и грифоновские ловчие рои…

"Чтобы всё разумно взвесить, // мы бегом в Тир Макулату: // с нас авансом взяли плату…" – дело в том, что в Тир-Макулате, гнезде мистов, одаривали всех желающих мудрыми советами не за так, а за плату головой: первоначально это означало, что кто-то один из компании пришедших за советом готов предоставить собственную голову для того, чтобы невместимый разум Тирмакулатского оракула смог изречь истину через неё – зачастую после этого голова напрочь приходила в негодность, но если совет требовался действительно жизненно важный, желающие платить находились; а впоследствии мисты вообще взяли за правило за свои услуги требовать в жертву человеческую жизнь – шоб уважали клиенты.

Ну, теперь давайте познакомимся с песенкой, а потом я сделаю дополнение.


Был я в достиженье цели
Заинтересован кровно.
Мы попили, мы поели,
Ну и в путь, от главной ели.
Пятьдесят нас было ровно.

Дорога – она
Как кончик блина
Не съев не узнать чем начинена

Были парни мы что надо,
Но нашёл какой-то морок:
Там напали на торнадо,
Тут излишняя бравада…
Словом, нас осталось сорок.

Дорога честна
Зовёт как весна
Тебе ль неподъёмна её цена

Потеряв ориентиры,
Стали мы зубами клацать,
И у приграничья Тиры
Дали дёру дезертиры –
Так что нас осталось двадцать.

Дорога странна
Как мглы стена
Загадочней чем чужая страна

От соблазнов отвратились,
Чтобы нам не запятнаться;
Из какой, скажи на милость,
Щели искуситель вылез? –
Так что стало нас пятнадцать.

Дорога ясна
Манит как блесна
Но есть и другая в ней сторона

Как же нам избегнуть зла-то?
Чтобы всё разумно взвесить,
Мы бегом в Тир Макулату:
С нас авансом взяли плату –
Сразу нас осталось десять.

Дорога видна
Но в тумане сна
Находится цель, что отдалена

Больше о цене победы
Посторонних мы не спросим!
К чёрту все пиры-беседы!
Прочь с дороги, страхи-беды!
Нас немало, целых восемь.

Дорога бледна
Как будто луна
Её настелила над ямой дна

Не живёт средь нас измена! –
Так сказал я, всех построив, –
Ждёт триумф нас непременно.
Салютуй нам, ойкумена,
Ибо нас тут пять героев!

Дорога длинна
Гудит как струна
Стремящихся к цели ведёт она

Аромат нам лей, лаванда,
Цель – за близкою горою.
Несравненная команда –
Я и два моих аманта:
Это много – если трое!

Дорога верна
Победой она
Потери твои окупит сполна

Нам рукой подать до цели
Над закатною травою.
Все препоны, ямы, мели
Мы, считай, преодолели –
Потому что, брат, нас двое.

Дорога темна
Несёт как волна
И кто не достиг – не её вина

Ну, последнюю-то ночку
Проживу и в одиночку! –
Вот и цель; прекрасным утром
Я любуюсь призом утлым –
И на этом ставлю точку.

Дорога одна
Дорога – она
На все времена


И как вам оно? Прикольно, печально, жутко до отторжения?

Вот представьте, так примерно до Пороговой Эпохи (больше 4 тысяч лет назад) считалось, что это – развесёлая песня. В самом деле, история ну просто очень потешная: целая орава чуваков позавтракала и попёрлась куда-то; шли-шли и по дороге терялись по разным закоулкам, а кто всё-таки добрался до места – обнаруживает, что там… ничего интересного и нет! Сюрпрайз, все смеются.

А после Точки Песочных Часов (три тысячи лет назад по нашей, ЗА-шной хронологии, а по событиям это больше похоже на Зз-шные 30-ые годы новой эры) эту балладу как раз и стало модно приводить в пример как "сатанинскую насмешку над человеческой тщетой". Мол, тот кто от первого лица (негодяй же явно) собирает людей ради своей какой-то цели, увлекает в изнурительный поход, все погибают один за другим, а ему и горя мало – небось, последних сам же и погубил, даром что называет их возлюбленными и братьями! – чтобы неведомый приз достался ему одному. Да ещё и цинично шутит в последнем куплете – мол, уж последнюю ночку перекантуюсь как-нибудь и один, обойдусь без лишних претендентов, не стоит-де это ничтожное сокровище так дорого, чтобы его хватило поделить на всех. Каков лицемер, да?

Но где-то и ещё ближе к нашему времени (вокруг двух тысяч до ЧМ) появляется новая интерпретация рассказа. В таком смысле, что герой, хоть и описывает поход с иронией, сам горюет о происходящем: первых сошедших с дистанции считает на десятки (и это как раз попутчики, кому всё это приключение самим не так важно), а дальше чем меньше спутников, тем они дороже, и он уже сам поумнел, и они друг за дружку держатся – но препятствия продолжают их уносить одного за другим. И каждая потеря для него – горе, но он изо всех сил бодрится и спутников подбадривает – мол, мы же крутые ребята, уже вот-вот и дойдём, и будем победителями! Притом это – победа уже сама по себе, а не из-за приза какого-то: она важна, как достижение поставленной цели: "мы решили – мы добились". Для героя становится важней всего – просто дойти вместе, ну хоть с одним из друзей. Но и это не получается.

Однако, он держит лицо – мол, ну ничего, напоследок продержусь и один, не умру, пока не отмечусь за всех, что мы дошли. А приз этот фигня, он теперь и нужен лишь для того, чтобы обозначить: "дошёл хотя бы один из нас – считаем, что победили все". Никакая ценность не окупит потерянных товарищей, тут любое сокровище будет утлым по сравнению с заплаченной за него ценой – но герой не плачет и не проклинает свою затею, потому что держится принципа "самое важное и самое ценное на свете – это суметь вложиться в достижение той цели, которую ты сам себе поставил". А это сделано, и тут самое правильное поставить точку.

=========================================
Меена:
Апдейт или З.Ы.
Герман рёк: А дальше все должны были отправиться обратно, оживая по одному! :)
А Шеольские дети сочинили балладу про это!
http://sheol-superkomp.livejournal.com/40625.html
на мотив "Шатался по фортам ночным" (оказалось, эта песенка - того же Германа)
НО В СВОЕЙ АРАНЖИРОВКЕ
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

yve_chmur_ent: (Default)
yve_chmur_ent

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 06:48 am
Powered by Dreamwidth Studios