yve_chmur_ent: (В беседе)
[personal profile] yve_chmur_ent
В отличие от Зз, на ЗА Весеннее Равноденствие празднуют 1 апреля. Так что мы не очень опоздали с этим постом.

Сперва рассказываю, откуда взялась идея и что такое рэнга.

Речь о Зз-шной японской поэзии.

Ну, хокку – это всем известная штука: стихотворение с упоминанием примет времени года в 3 строки по 5-7-5 слогов (конечно, в японском языке ещё и прочая хрень чередование ударных-безударных с цезурами, но это мы не осилили):

Сорока ветку
Тащит большую бросив
Горбушку на льду
(я)

Или

Запутанность трав
Квантовая. Ледяных
Лягушек икра.
(Шеол)

Или, с длинным названием (в хокку название может быть длиннее самого стиха):

Прощаясь с деревом напротив городских окон

Вымахал ясень:
Десять лет в городе. Наш –
Давно на даче.
(Тата)


Чуть менее популярна танка – пятистрочие (5-7-5-7-7):

Муравейник на чёрно-белой грани равноденствия

О муравейник!
Кочкой – в тени, на солнце –
Город уснувший.

Сон – на грани. Проснёшься ль?
Не согрею в объятьях …
(Аст)

(Чёрно-белая граница – это классический образ арийской поэзии и фольклора (идущий от нумероновской культуры), грань между жизнью и смертью.)


Возвращаюсь к зз-шной японской поэзии. Как мы поняли, старинная танка (VII-YIII вв.) произвела на свет (в веке так двенадцатом) рэнгу – цепочку танк разных авторов, связанных общей темой, с непременным указанием на время года с его характерными приметами. Рэнга означает буквально "нанизанные строфы". А рэнга – в свою очередь, в семнадцатом веке родила хокку (изначально хокку была первой строфой рэнги, самой ударной, как водится). В рэнге и хокку, в отличие от более высокопарной танки, были приняты каламбуры, пародийные отсылки, сленг – словом, это по-нашему.


Мы и заинтересовались сабжем потому, что описание рэнги нам напомнило сразу две наши арийские забавы со стихами – одна это "игра в ассоциации", а другая – когда все по очереди сочиняют четверостишия со всякими каламбурами, продолжая тему друг друга:

Вон скачет наша Тройка –
Наверно, в ресторан:
На них часы и тройка,
Ботинки и сто ран.

Ко мне пришла повестка –
И стал я пить водУ:
"Поймав-ка их повесь-ка,
Не то сгоришь в аду!"

Того гляди, охрана
Заявится сюда.
Разбудят нас, ох, рано –
Засну в зале суда!

Тебе не надоели
Дурацкие стишки? –
Смотри: они доели
Все наши пирожки!

Как стало теперь известно из самых достоверных источников – эта старинная игра, называемая на кастовом "веригас" (или на бытовом "цепочки"), которая повелась с того дня, когда в узилище кто-то из древних героев и его друзья всю ночь перед судом сочиняли дурашливые стихи для взаимной поддержки. То ли это был Амай Герой Эпоса, то ли Начальник Штаба Центра, то ли Герман с Анъе…

(Павлин, брат Амая: точно-точно, вспоминаю! сидим мы в яме в поздний час, мы с Амаем и Герман с Анъе, году так в тысячном до ЧМ…)


В общем, мы решили поиграть в рэнгу равноденствия.

Играли вшестером, так что закономерно встал вопрос, в чьём ЖЖ будем постить. От Альтерристики – один участник (Тата), от Хмурого Энтузиаста – два (мы с бяшей), от Суперкомпов – целых три (Шеол, Аст, Плюш), так что я склонялся, что выложим у них. Но Ме резонно напомнил мне, что я пỏщусь редко и мало (в то время как Великий Пост требует усиленного пощения!), а между прочим, моё эфирное время отрывали с мясом от любящих сердец – так что надо использовать его на всякие прекрасные вещи.

По ходу возникло преткновение. Дело в том, что мы сперва ориентировались пусть не на канон, но на некое единство формы – типа, пусть это будет восемь строк любого вида, общая тема задана самим Весенним Равноденствием с его приметами (равновесие контрастов, любовный танец Начáл, преображение), а между собой отдельные стихи-звенья должны быть связаны как в игре в ассоциации (тесно – с предыдущим, но неплохо ещё и с аллюзией на пред-предыдущее, для прочности цепи, так сказать).

Старшее поколение (Тата, я и Шеол) дисциплинированно написали всё как договорились. Мы с Ме очень постарались вгрузиться в контрасты мартовской природы. Бяша, правда, чуток не вписался в объём, но был готов немного подстричь свои десять строк. А Аст увлёкся и вообще вылетел из предложенной формы. И заявил, что мы можем, конечно, вытряхнуть середину из его стиха, оставить обёртку, которая аккуратненько впишется в условие игры – но на его взгляд, стих, который получился у него, вообще самый стоящий в цепочке, так что нафига мол соблюдать правила, которые только что сами себе придумали, в ущерб смыслу и интересу?


Мы подумали и согласились, так что плюшевое стихотворение уже никто обкорнать под правила не пытался. И вот что получилось.


Весеннее Равноденствие:
равновесие, контраст, преображение



Скинуть старый, в десять пальцев,
Ледника надёжней, панцирь,
Как мантилью; в нежном танце
С ненаглядным разойтись.

Мрамор, тай, со следом следа.
В струйном жаре, бьющем с лета,
Каравай дневного света
Поднимайся, золотись.

(связка: таяние, весенний пир, перемена одежд)

В пятнистом от весенней линьки
Лесу протаяли долинки,
Из них бессмертные былинки
Упрямо кажут пегий чуб.

Глотнув медовой солнца бражки
Холмов суровые барашки
Надели чёрные рубашки
Взамен осточертелых шуб.

Всё говорит о мятеже.
Наш перевес. Давай уже!

(связка: утверждение себя, раздеться до чёрного
к пред-предыдущему – Танцующие Пары)


Валяй, бесстрастный и шальной –
вставай контрастной стороной:

когда в садочке облетелом
хреначит снегом удручённым –
красуйся обнажённым телом,
спектрально абсолютно чёрным:

чем летом, ять, до шока ладным
сиять загаром шоколадным –

в загаре все, а ты – в пальтишке
на фоне их ужасно белом –
когда в ручонках у мальчишки
запляшет злобы парабеллум;

весной, зимой, со светом, с тьмой,
хоть лёд, хоть зной, зимой, весной –
по мне, любой формат – неплохо,
лишь бы не твой диктат, эпоха.

(связка: верность себе в переменах
к пред-предыдущему – таяние)


Проталины, ямки:
Полопались лямки,
Порушились санки –
Шагнём на гранит.

Где снежные замки,
Алмазы-мосты?
Полярной звезды
Маяк устоит.

(связка: весенние звёзды
к пред-предыдущему – то в жар то в холод)


Снова видны звёзды весны.
Небо без дна – это весна.

В сон клонит зной в полдень весной,
Ночью нет сна. Это весна.

Хлад неземной в полночь весной,
Койка тесна! Это весна.

Раной сквозной стал я весной.
Вот я весь, на! – царствуй, весна!

(связка: весеннее томление
к пред-предыдущему – камень из-под снега
к самому первому - весенний пир, грусть и радость)


Жухлый лист – он вроде снека.
На добычу вышли камни,
Камни вышли из-под снега.
Я гляжу на их мельканье.

Тень над ёжиками сосен –
Я лечу, но очень грузно:
Мне, наверно, очень грустно.
Не наверно, а весьма.
Но и весело при этом,
Потому что путь неведом.
Вот у нас всё осень, осень –
А у вас опять весна!
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

yve_chmur_ent: (Default)
yve_chmur_ent

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 10:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios